Юля Зарипова — мама творческая, увлекающаяся. Она разрешает дочке творить на холсте и не обращает внимания на заляпанную краской одежду. Хотя для этого занятия в семье есть свои правила, благодаря которым белые обои до сих пор не раскрашены в цветные пятна.
В свои полтора года Амина рисует разными красками, лепит, делает поделки, у нее есть даже картины в альбоме с репродукциями. При этом Юля не ставит целью вырастить художника, и не любит фиксироваться на промежуточных результатах. Процесс, который Юля называет тактильное счастье (от лепки и рисования пальцами по бумаге), доставляет большое удовольствие и дочке, и маме.

9-fi0HPKHxk

— Как и когда у Амины прошло первое знакомство с красками?

— Первая попытка познакомится с краской у нас случилась в четыре месяца. Тогда Аминуша впервые приболела, чтобы как-то скрасить ее будни я решила дать ей краску. Это были пальчиковые краски ярославской фирмы «Луч», они остались еще с фотоссеии «в ожидании», когда муж рисовал на моем животе. Не могу сказать, что ее это сразу зацепило. Тогда, для пробы, на палитру я выложила всего один цвет — зеленый. Она макнула туда свой кулачок и понесла в рот. На вкус краска не понравилась. Следующей остановкой стал лоб и нос, после «зеленый маршрут» был проложен до бумаги, на которой она лежала. Наше тестовое занятие длилось минуту, не больше. Потом каждую неделю до 6 месяцев, когда она научилась уверенно сидеть и ползать на четвереньках (пластунское ползание дочь освоила ровно в пять месяцев) я знакомила ее с одной двумя красками. Все делали исключительно ладошками и пальчиками. Сама рисовала какие-то линии, не знаю почему, просто разноцветные линии, но всегда на своем листе. Формат бумаги был сразу взят солидный — А3. Первые пробы оставляли на белом «полотне» пару загагулен, постепенно лист становился все более закрашенным. Еще больше краски оставалось на самой Аминуше. Что нас это совсем не пугало.

Нельзя рисовать «в стол». Развешивайте рисунки по всему дому, дарите родным, устраивайте выставки (первая наша была приурочена к годику Аминуши). Пусть ребенок показывает свои шедевры гостям, всячески поощряйте это.

Тут я бы хотела акцентировать внимание, мы с мужем всегда позволяли, да и сейчас разрешаем, «испытывать» краску, измазать колготки или испачкать новую футболку, изрисовать лицо или волосы — это не принципиально. Мы считаем, что в результате этих экспериментов она получает больше, чем бы она аккуратничала, она испытывает настоящее тактильное счастье. Видеть ребенка в такие моменты — это радость для нас, у нее горят глаза, порой она очень сосредоточена, а порой смеется так искренно и безудержно. Вот она радость познания, вот оно творчество!

vivpNDmou78

— Ты подсказываешь, направляешь Амину? Как проходят ваши занятия?

— Направлять дочку в ее творческом процессе, если быть честной, получается не особо. Из меня еще тот педагог. Но что-то рассказываю, пытаюсь объяснить, показать на своем листе (как правило мы рисуем параллельно). Демонстрирую как смешиваю краски, рассказываю о преимуществах кистей, пытаюсь мазать и ладошкой, и пальцами. Единственное правило не подпускать в эти моменты еще кого-то, иначе внимание рассевается и все занятие «убито». И нужно сразу объяснить малышу, что есть твой лист, а есть мой. У каждого свой рисунок. Почти до года рисовали где-то четыре раза в неделю, полную абстракцию, все хаотично и размашисто. Но дочь уже начала заполнять 70–80% листа. Теперь она не боится размеров бумаги, берем и А2, и А1. Аминуша мажет, ляпает, экспериментирует, творчество — это ее стихия.

Главное в этом процессе, чтобы мама от всего этого кайфовала. Чтобы творила вместе, чтобы придумывала что-то сама, чтобы самой хотелось. Конечно, бывает и хандра, и упадок сил, но вспомнив о довольном взгляде ребенка, все проходит. Мама — это мотор всех занятий и самый лучший педагог для своего ребенка, в этом я убеждена на 100%.

Сейчас для разнообразия использовуем методические пособия, в основном, из серии «Это может ваш малыш», «Школа 7 гномов» (издательство «Мозайка-синтез»). Рисуем на манке, на грифельной доске, разукрашиваем поделки. Что-то получается, что-то нет. Но мы с мужем не ставим цель воспитать художника, сейчас это просто знакомство с красками, фломастерами, пастелью, карандашами, это этап развития, воспитание художественного вкуса. Не более. Это-то чем нравится заниматься нам вместе. Она развивается и получает удовольствие, а для нас это самое большое счастье. Чтобы «разбавить» занятия пробуем рисовать на цветной бумаге (рекомендую бумагу для постели), пробуем фломастерами разукрашивать камушки (очень пригодилось эта интренет идея на отдыхе), рисуем масляной пастелью на бумаге разной плотности от очень шершавой и рыхлой до «нождачки». Восковые карандаши пока не очень нравятся, видно сил еще нет, чтобы так давить. В год попробовали акварель, ее достаем лишь иногда, с этой краской теряется усидчивость. Летом очень любили мелки на асфальте. Иногда «играем» с краской в самой ванне, ее там легко смыть. Чиркаем на икеевском мольберте.

0WD8niRGzU8 YxiGgTAl2a8

— Многие могут пожаловаться на разукрашенные в квартире обои, мебель… Есть ли у вас такая проблема и как вы ее решаете?

— Небольшая «техника безопасности» для тех, кто хочет попробовать рисование с малышом. Во-первых, проведите урок аккуратности. Объясняйте и проговаривайте каждый раз, что мы рисуем только на бумаге, для рисования есть специально отведенное место. Это действует, малыши все понимают! Только объясняем как самому умному человеку, а не малышу-несмышленошу. Говорим по-деловому, ни в коем случае не кричим! Повышать голос мы себе не позволяем, доченька тоже.

Во-вторых, приготовьте спецодежду для уроков, дабы сэкономить свои нервы. В-третьих, объясняем, что у каждого художника есть палитра. Тарелочка, где смешивают краски. В магазине она стоит около 20–30 рублей. Вручаем ее чаду с красками и пусть малякает. Позже он научится сам туда краски выкладывать. Это нужно, чтобы ребенок не запачкал всю банку и научился смешивать краски, поучать цвета и оттенки.

Четвертое, самое важное. Не жалейте расходный материал: краски, кисти, бумагу… У нашей Аминуши за одно занятие может уйти вся упаковка красок и листов 5 бумаги, это здорово, она же экспериментирует, не боится брать краску, рисует, фантазирует. Если вы будете выделять малышу скудные листы А4 (альбомные) и акварельные краски с тонюсенькой кистью результата не будет, ребенка в этом возрасте это не заинтересует.

И, пятое. Нельзя рисовать «в стол». Развешивайте рисунки по всему дому, дарите родным, устраивайте выставки (первая наша была приурочена к годику Аминуши). Пусть ребенок показывает свои шедевры гостям, всячески поощряйте это.

Что касается разукрашенных стен. У нас их нет. Конечно, были какие-то попытки нарисовать на полу, но мы объясняли, а она понимала. Бывает еще, когда идем «отмываться» после занятия заденем ручки, двери. Но это мелочи. Раньше, когда рисовали на полу могли и его «разукрасить», но это был кафель ванной, а значит вытереть проще простого. Мы даже когда готовились к появлению малыша стены кухни и холл покрасили почти в белый цвет, чтобы ребенок при желании могут там творчески поэкспериментировать, но пока стены лишь немного заляпаны кашей.

— Расскажи о ваших занятиях лепкой. Правда ли, что Амина начала лепить куличики раньше, чем начала ходить?

— Лепить мы начали где-то около семи месяцев. Первым материалом было разноцветное соленое тесто. Сначала не пошло совсем. Потом, иногда, я начала лепить каких-то животных, ее заинтресовало. Попробовали покупное тесто для лепки, понравилось мять. После был мягкий пластилин, его дочь начала пробовать катать. В апреле, около 10 месяцев, пошли в песочницу. И все, прорвало. Она начала повторять за ребятами постарше, часами ползала по песку. И научилась строить куличики, в 11 месяцев она сама их камушками украшала. Сначала я слышала массу неодобрительных высказываний и даже укоров, мол она еще мала, чтобы играть в песочнице, что нельзя ползать по песку, он грязный, что холодно еще, что я совсем не смотрю за ребенком, что нужно поберечь одежду, что я никакая мать, раз позволяю ребенку такое. Но мы с мужем приняли решение, к тому же дочке это нравилось очень-очень. А постирать и отряхнуть — это не проблема.

VYigKa1I7uU fcFRfmJPBhc

После года настоящим mast have в лепке стала книга Рони Орена «Секреты пластилина». Мы выбираем животное, которое хотим слепить, Амина катает колбаски, пытается делать колобков, отщипывает пластилин, а я уже из этих заготовок делаю зверька. В книге пошаговая инструкция, все очень просто. Нравятся методички опять же издательства «Мозайка-синтез». Много используем природных материалов, их заготавливали вместе летом-осенью. Разнообразить занятия помогают формочки. Сейчас освоили и песок для лепки, он очень нравится.

— Амине очень повезло с мамой. Не у каждой хватит терпения постоянно заниматься с ребенком, да еще с красками, которые требуют усидчивости и аккуратности… Какие еще развлечения у дочки дома?

— Уже до рождения обговорили с мужем, каким мы видим воспитание нашего малыша. И тут было полное взаимопонимание: никаких новороченых музыкальных игрушек, никаких музыкальных книг, как можно больше классической и народной музыки, игрушек из натуральных материалов, преимущественно деревянных.

Для развития пальчиков сшили тактильные мешочки с крупами, сделали несколько погремушек с гречкой и пшеном, купили пару игрушек из нашего детства. Все достаточно консервативно.

TT0L5GXMx5k

Единственное, чего у нас, наверное, в избытке это материалы для художественно прикладного творчества, книг (их в последнее время покупаем «оптом» 1–2 раза в квартал), конструкторов, кубиков, камней и ракушек. Причем читаем с рождения. И за первые месяцы, во время нескончаемых кормлений, Аминуше не раз были перечитаны «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане…» Пушкина, лирика Фета и Тютчева о природе. Сейчас, конечно, библиотека поменялась, но это уже совсем другая история. Хорош или плох этот консерватизм не могу сказать, но результатами мы довольны.

— Есть ли у тебя художественное образование или ты занимаешься с дочкой по наитию? Как обычно построены ваши занятия?

— В детстве, как и многие, я занималась в художественной школе, окончила ее, была возможность обучаться на художественно-графическом факультете одного из вузов, но выбрала другое. Сейчас небольшой промежуток времени водила дочь к своему педагогу по живописи Елене Александровне Уржумовой, она преподаватель от Бога, занятия с ней очень помогли. Рисуем мы обычно до обеда. Сейчас бывает, что это продолжается около часа, повторюсь, что начинали с 1 минуты.

Наша семья в каждый процесс старается включить Аминушу. И это относится ко всем: маме, папе, дедушкам и бабушкам. Нельзя отдыхать от ребенка, можно отдыхать с ним вместе, так же как и учиться, открывать что-то новое, идти вперед.

— Сколько времени в день ты уделяешь занятиям с ребенком? Как разнообразить занятия на твой взгляд, чтобы они не надоедали ни ребенку, ни маме?

— Главное в этом процессе, чтобы мама от всего этого кайфовала. Чтобы творила вместе, чтобы придумывала что-то сама, чтобы самой хотелось. Конечно, бывает и хандра, и упадок сил, но вспомнив о довольном взгляде ребенка, все проходит. Мама — это мотор всех занятий и самый лучший педагог для своего ребенка, в этом я убеждена на 100%. Конечно, тут есть еще один вариант, если есть старшие братья-сестры. Нам повезло, у нас есть два дяди школьника, Амина их называет дядя Ри (Ринат) и дядя Ти (Тимур) они многому ее учат, с ними она тоже с удовольствием рисует, они приобщают ее к музыке, знакомят с инструментами.

— Есть мнение, что детям не стоит показывать упрощенные картинки, лучше сразу показывать предметы искусства. Ты разделяешь это утверждение?

— Репродукции картин мы начали смотреть месяца в три. Да, точно в три. Смотрим и собрания Лувра, и Третьяковку, сейчас начали музей Прадо. Сначала просто смотрели альбомы: «это человек», «это собака», «это птичка». Потом прибавляла: «это тетя, она идет», «это птичка летит и машет крыльями», » это собака, она смотрит на нас и виляет хвостом». Сейчас Аминуша сама все показывает. С года начала произносить название картины и художника. Ей очень нравится, возможно, потому что во время беременности читала ей о художниках (Саврасов, Нестеров, Ван Гог, Левитан, Пикассо), а также о направлениях в живописи. Уверена, что это помогло.

crJ2_NVc2N0

— Как ваши занятия отражаются на общем развитии Амины?

— Об этом говорить не люблю, ведь «цыплят по осени считают». Думаю, что все наши занятия дали нам определенную близость, которая тонкой нитью будет связывать не просто как маму и дочь, а как двух творческих людей, как первую учительницу и благодарного ученика. Есть усидчивость, понимание цвета, она знает где пастель, а где восковые карандаши, где гуашь и пальчиковые краски, а где акварелька, то есть знакомство с материалами произошло. Это радует. Мы знаем многие цвета, но это больше какой-то показательный момент, их не люблю. Если говорить о мелкой моторики, многие подумают, что она очень хорошо уже говорит. Но нет, только отдельные фразы, их не так много. Естественно, многое понимает, не только на банальном уровне. Она умеет мыслить, то есть владеть и пользоваться информацией.

Каждый день мы с Аминой что-то придумываем, делаем аппликации и поделки, рисуем, лепим, готовимся к праздникам, вместе делаем дидактических материал для занятий, она помогает катать тесто на пироги, готовим мы тоже вместе.

opEuWyKJl9A

Спасибо моей маме, что часто какие-то домашние заботы она берет на себя, дабы только не мешать творческому процессу внучки. А вообще рисование — это ведь маленькая толика всего. Наша семья в каждый процесс старается включить Аминушу. И это относится ко всем: маме, папе, дедушкам и бабушкам. Нельзя отдыхать от ребенка, можно отдыхать с ним вместе, так же как и учиться, открывать что-то новое, идти вперед.

Читайте ещё: