Малыш освоил букварь, научился складывать слова из слогов – и родители радуются: входи, дорогой, в волшебное царство литературы, все двери перед тобой открыты. А потом оказывается, что одни книги слишком скучные, в других чересчур много текста, в третьих мелкие буквы и сложные слова, а в четвёртых бездарные иллюстрации. В общем, выбор первого произведения для самостоятельного чтения – задача не из простых.

Именно поэтому я так обрадовалась комплектам от Татьяны Русситы, выпущенным издательством «МИФ»: «Зато сам!», «Чей бок?» и «Дом для лис». Первые два набора отмечены значком «четыре буквы» (это значит, что длиннее слов здесь просто нет), на «более взрослом» «Доме для лис» стоит маркировка «шесть букв».

Что в волшебном сундучке?
В комплекте 8 книжечек, листок с методическими рекомендациями и 8 наклеек «прочитано». Каждая из них – это настоящая медаль чемпиона, преодолевшего дистанцию от первой страницы до последней. Всё упаковано в милую коробочку, которая хороша не только снаружи, но и изнутри – внутренние её стенки словно оклеены обоями: «Зато сам!» – в яблочко, а «Дом для лис» – в кленовый листик.

Книги небольшого формата (А5 в раскрытом виде) – их удобно держать маленьким ладошкам, также их легко взять с собой на прогулку или в дорогу. Прекрасно нарисованные и качественно напечатанные иллюстрации, плотная бумага (как для акварели), крупный шрифт, короткие, но при этом увлекательные истории – всё для того, чтобы малыш захотел читать сам.

Шаг за шагом
На листочке с рекомендациями и на последней странице обложки каждой книги вы можете найти подсказку от автора, в какой последовательности лучше читать истории.
Однако не исключено, что ребёнок решит за вас. Например, самая «младшая» книга комплекта «Зато сам!» – «Бум-бом!». Построена она по принципу «картинка – звукоподражание». Экскаватор, например, страшно рычит: «Р-р-р!». В мини-истории только две «полноценные» фразы, прочесть их не составит труда: «Вот наш дом!» и «Что не так?». Казалось бы, идеальная первая книга, но наш сын её отмёл: иногда дети начинают читать до того, как научатся произносить все звуки, а «р» – один из самых многострадальных. Значит, сейчас не время. Благо, пока есть из чего выбрать.

Татьяна Руссита
Несмотря на общее настроение серии, иллюстрации и сюжеты очень разные: где-то можно посмеяться в голос, а где-то – тихо пофилософствовать. При таком многообразии у вашего сына или вашей дочери обязательно появится любимая книга.
Читаются истории в один присест: 12 страничек, по фразе на разворот. Самое длинное предложение в комплекте «Зато сам!» – «Эх, я знаю, где мой зуб!». Прочесть можно быстро, а рассматривать и пересматривать картинки хочется бесконечно.

Ребёнок наверняка оценит чувство юмора автора. Когда лисички («Дом для лис») рассказывают о своём жилье, они кивают в сторону тучки: «А вон наш душ летит!» Здорово же, правда?
Или «Хрюша и груша». Одного названия достаточно, чтобы развеселить подрастающего любителя литуратуры, а уж как весело читать, когда Хрюша, желая полакомиться фруктом, бормочет себе под нос: «Я её стрясу! Я её собью! Я за ней залезу!» Сама Татьяна Руссита признаётся, что эта история – «Ворона и лисица» её глазами.

В основе «Игры в прятки» – считалка. Её рифмованный текст быстро запоминается. И очень здорово, что хотя бы так, через книги, дети знакомятся с дворовым фольклором, который нам, выросшим на «классиках», «резиночках» и «башмачках» передавался, кажется, воздушно-капельным путём.
«Цифры и буквы» – самая «взрослая» книга серии. Не исключено, что и у родителей от неё начнёт чесаться мозг: «В слове «четыре» шесть букв. В слове «шесть» пять букв. В слове «пять» четыре буквы». Сын пока не знает, что его ждёт: нужно ещё немного подрасти.

Чудеса педагогики
Книги составлены методически грамотно. Тот, кто самостоятельно обучал детей чтению, знает: наступает такой этап, когда ребёнок начинает правильно озвучивать написанные слова, но ещё не может их «узнавать». Малыш читает: «Но-ра». «Умница, – радуется мама, – всё правильно. Что ты сейчас прочитал?» «Рома? – заглядывает ей кроха в глаза с надеждой. – А… нет. Горка?»

Книги Русситы помогают запомнить облик слова, а иногда и целого высказывания, учат читать уже «по-взрослому», словно фотографируя фрагменты страницы. В истории «Аня и Яна» повторяются похожие фразы. «Я люблю петь», – говорит девочка Аня. «И я люблю петь!» – подхватывает аквариумная рыбка Яна. Но когда юному читателю уже хочется схитрить и на фразу «Я люблю ловить рыбу» откликнуться эхом, рыбка Яна заявляет: «А я нет! Я не люблю ловить рыбу».

img_0114Единственный недочёт, замеченный нашим Радомиром, – шрифт на обложке, который не всегда легко распознаётся детьми. Например, «л» ребёнок может прочесть как «п», а «г», написанная курсивом, большинство начинающих читателей просто введёт в замешательство.
А в остальном – серия идеальна для первого чтения. И я рада, что мы успели собрать её полностью, ведь тираж «Я сам!» уже раскуплен.

Читайте ещё: