Учить с ребенком иностранный язык — мечта многих мам. В неполные три года (2 года 7 месяцев) дочка Оксаны Лебедевой Олеся учит пять языков. Выбранные направления «попсовыми» не назовешь: кроме английского и испанского есть арабский, китайский и тагалог (один из языков, распространен на Филиппинах). Невероятный опыт! Мы попросили маму Оксану рассказать зачем ребенку столько языков и как девочка справляется с нагрузкой.

— Оксана, расскажите о выбранных направлениях? Почему вы решили обучать ребенка иностранным языкам?

— Русский: здесь без комментариев, с рождения. Английский: начиная с трех месяцев я говорила с Олесей по несколько часов в день, далее эта роль перешла англоговорящей няне. Преподавателя английского у нас нет.

Китайский: активный поиск преподавателя начали после года. Успели попробовать с 8-ми и нашли ту единственную, которая Олесе понравилась с первого взгляда. Начали активно заниматься по возвращению из летнего отпуска, когда Олесе исполнилось 1г 6 м.

Испанский: после невероятного результата с китайским (Олеся очень быстро начала понимать и уже через месяц показывала пальчиком на картинки, отвечая преподавателю) мы задумались о следующем. Так и пришёл испанский в 1,7-1,8г.

Арабский: добавили где-то в 1,10. И Тагалог: пыталась вспомнить, когда попросила няню говорить с Олесей пару дней на её языке , но не смогла… скорее всего уже после арабского, а может, и немного до него.

изучение иностранных языков с ребенком

— Почему Олеся учит именно эти языки, а не другие?

— Русский 🇷🇺-тут просто, язык родной среды. Английский 🇬🇧 — тоже достаточно просто, это тот единственный, который я знаю и могла учить с рождения.

Третим должен был стать японский… Почему? Сама не знаю почему… Может, у меня трепетное отношение к стране Восходящего солнца… Даже стала жертвой порыва и заказала книжки и карточки с Амазона. А вот учителя, как ни искала найти не смогла — или заоблачная цена, или не занимаются с такими маленькими, или не подходил по полу… Поэтому третье место тут же занял китайский 🇨🇳, как перспективный язык на будущее.

Спустя время и, когда нас просто ошеломил результат от занятий китайским, я задумалась… Олеся так быстро стала понимать, что ей говорят, показывать на картинки, отвечая на вопросы, очень увлечённо и с интересом занималась с учителем. Захотелось ввести дополнительно ещё один европейский, но при этом, чтобы он был из другой языковой группы. Так выбор пал на испанский 🇪🇸, который ещё и один из самых распространённых языков в мире!

Арабский 🇦🇪 — один из самых сложных и оказался таким красивым… Может даже быть и полезным в будущем. Тагалог 🇵🇭- это родной язык нашей няни, почему бы не использовать, имея такую возможность?

Вообще, моё мнение — не важно в целом, какой язык учить, задача номер один в этом возрасте — развить мозг и интеллект ребёнка.

— Нельзя не спросить: зачем столько много языков? Пригодится ли ребенку тагалог?

— Все дети – лингвистические гении, при этом пик приходится на возраст до трех лет. Ребёнок запоминает язык (и) непроизвольно. Если взрослому необходимо перевести на свой язык, чтобы понять, у ребёнка появляется способность мыслить на иностранном языке

Изучение иностранного языка с раннего возраста является дополнительной нагрузкой на мозг ребенка и заставляет его развиваться быстрее, а зачастую даже помогает ребенку начать быстрее разговаривать, а не тормозит развитие как многие считают.

Изучая иностранный язык, мы не ставим задачу как «чтобы пригодился в будущем», наша цель — развить интеллект, способности, чтобы Олеся могла выучить любой другой язык или получить новые знания легко, когда это будет нужно, и именно поэтому для развития мы выбрали языки из разных групп. Например, о взаимосвязи языков и способностей к математике говорят давно

Мы понимаем, что без практики пройденный материал часто забывается в возрасте до 9-10 лет, поэтому мы нацелены постоянно поддерживать уровень.

— Не смешивает ли ребенок несколько языков когда общается?

— Не смешивает. Раньше говорила Ball вместо «Мяч», потому что было сложно произнести «Мяч», а Ball проще

Мы строго придерживаемся правила: один человек = один язык. Конечно, я говорю по-английски и могу что-то у Олеси спросить на английском или обсудить с мужем, но данная ситуации будет возможна только в том случае, если в разговоре участвует няня, которая является сейчас основным носителем английского для Олеси, или мы находимся в другой стране.

Бывает, что мама учит своего ребенка нескольким языкам. Я так начинала с английским языком с рождения. В этом случае постарайтесь четко разграничить время, когда вы говорите на каком. Например, общение через день на разных языках или по полдня каждый день. Это некоторые из вариантов, каждый может найти наиболее подходящий.

ребенок-билингв

— Расскажите подробнее как проходит обучение языкам? Какой график?

— Английский — с няней в течение дня, 5-6 дней в неделю, пока мы все на работе.

Тагалог — с няней 1-2 раза в неделю , непродолжительное время. Китайский — 3 раза в неделю по 60 минут. Испанский — 4 раза по 60 минут. Арабский — 4 раза по 60 минут.

Есть ли языковая среда вне дома? Поездки за границу? Друзья?

— Целью поездок за границу не является язык среда для ребёнка. Ко мне иногда приезжают в гости англоговорящие друзья, но опять же это не цель обучения. Считаем, что искусственно созданной языковой среды с преподавателями/няней хватает на данном этапе

На каком языке говорит ребенок дома в бытовых ситуациях, когда просит еды или воды? Или хочет играть?

— Бытовые ситуации так же происходят во время «уроков». Приходит преподаватель и говорит только на его языке. Перевод не используется.

Во время «урока» занимаются тем, что Олеся хочет — читают, рисуют, поют, идут поесть, мыть руки, одеваться-раздеваться на прогулку и так далее.

Во время уроков мы/няня строго в роли наблюдателя. Ведёт урок=кусочек жизни ребенка в этот день преподаватель, спокойно перемещаясь по квартире

Часть «уроков» — это прогулка на улице с преподавателем (под нашим наблюдением).
Преподаватели в основном это студенты -носители с небольшой стоимостью за час.

Меня часто спрашивают, как я планирую урок ребёнка? Что требую от учителей? НИЧЕГО! Очень важно, чтобы Олесе нравилось! Они занимаются тем, чем она хочет, стараясь немного направить на то, что именно ей должно захотеться сейчас. Самое главное от них — наблюдать и чувствовать ребёнка!

Но! У нас всегда наготове наборы для творчества, лепки, аппликаций, рисования и другое. На полочках в лотках всегда есть во что поиграть и что взять. Для некоторых уроков мы готовим тесто, чтобы испекли печенье и попили чай вместе. А на некоторых и когда хорошая погода, они вместе могут пойти погулять на площадку

Для каждого языка у нас своя полочка, куда я собираю пособия только для использования данным конкретным педагогом в дополнение к обычным играм.

Всегда ли Олеся так внимательно занимается с учителями, всё слушает, повторяет?

— Конечно нет. Когда мы начали заниматься, Олеся была совсем малышкой. Первого учителя начали подбирать примерно с 1 года 3х месяцев. Понятно, что в этом возрасте ребёнок не может и не будет сидеть на месте. На первых занятиях с уже выбранным преподавателем, Олеся сидела у меня на коленях, отвернувшись от преподавателя к моей груди, позднее была занята «своим» и совсем понемногу начинала проявлять интерес к тому, что ей говорят или показывают. Учителя ходили за ней хвостиком. Какое-то время ушло на привыкание к новому человеку (Олеся очень стеснительна).

Это результат ни одного месяца регулярных занятий с учителями (и занятий с няней и со мной деятельностью, улучшающей усидчивость), когда ребёнок начинает быть более внимательным.

Однако и сейчас Олеся может быть «вдали» от урока, периодически «включаясь» и возвращаясь назад. И это НОРМАЛЬНО!

Не ждите от вашего малыша, что он будет сидеть и смирно слушать! Это ведь ребёнок! Даже тогда, когда кажется, что урок прошёл зря и деньги за урок выкинуты на ветер, я считаю, что это не так. Ребёнок впитывает, занимаясь своими делами. Я убедилась на своём опыте, наблюдая за результатами сейчас.

Как вы подбираете преподавателей для маленького ребенка?

— Первого учителя мы стали искать, когда Олесе было около 1 года 3х месяцев и первое, с чем я столкнулась, это то, что таких учителей, работающих и/или имеющих хоть какой-то опыт работы с детьми до лет 3-4 (про детей от 1 года вообще молчу…), практически нет, даже в большой Москве!

Ещё очень много было отказов от состоявщихся опытных преподавателей-носителей, утверждающих, что результата не будет и нам нужна только няня.

Второе открытие: дорого — это не значит, что здорово, цена услуги обучения оооочень сильно варьируется и не всегда соответствует опыту или чему-то ещё

В основном ищу иностранных студентов, у них самая адекватная стоимость, через сайт профи.ру . Чаще всего приходится запастись терпением и надеяться на лучшее! Очень малая доля вероятности, что первый пришедший преподаватель вам подойдет. Скорее всего вам потребуется ни одно очередное пробное занятие…

ребенок билингв

Итак, какие у меня требования: носитель языка: и только… почему, думаю, что не надо объяснять; преподавателей приглашаю только женского пола; возраст: это больше желаемое, чем обязательное. 28-40 лет. Однако, хочу отметить, что мы занимались со студенткой 20 лет и она замечательно вела занятия! Очень здорово играла с Олесей, танцевала… все относительно.

Стоимость обучения стараюсь выбирать минимальную т.к. сумма в месяц набегает приличная. Поэтому в основном и студенты, у них самая дешевая стоимость часа. Наличие собственного ребенка: это тоже из разряда желаемого. Свой ребенок есть только у одного из преподавателей Олеси. А восприятие преподавателя ребенком: с Олесей в этом отношении просто… Когда ей кто-то не нравится, она отходит в угол, отворачивается и молчит или просто голову поворачивает в другую сторону и тоже молчит, не реагируя ни на какие слова и действия человека…. Внимательно наблюдайте за реакцией ребенка на пробном занятии!

ребенок билингв

Ладно, признавайтесь, устали наверное от того что ребенка жалеют из-за «отсутствия нормального детства»?

— Я таким людям задаю встречный вопрос : а какой ребенок более бедный тот, что проводит весело время играя на иностранном языке или сидит с планшетом/компьютером/смотрит тв?
У нас нет времени и сил на планшеты и тв. Мультики смотрим от силы минут 20 в день и не каждый день, преимущественно на иностранном языке.

Помимо языков Олеся занимается спортом, куда она бежит каждый день и плачет, чтобы отвезли.

Оксана, у вас же есть старший сын Коля, ему уже 13 лет. Он тоже полиглот?

— Тут история другая. С рождения я с ним практически не занималась. Была очень юной, училась, ещё училась, потом работала с огромным количеством командировок.

В те времена не уделялось особого внимания раннему развитию, об этом мало говорили, а мнение всех бабушек — «к школе выучит» и «не мучай ребёнка». Тем не менее, я ему покупала разные развивающие игрушки, в основном он сам с собою занимался

К году уже знал все буквы алфавита, радостно принося нужную из магнитной азбуки. С двух лет Коля в садике, потом пошли в частый сад с разновозрастной группой и сделали открытие в четыре года, когда увидели, что Коля читает сам. В саду учили деток, которые должны пойти в школу, читать, а Коля сидел рядом и сам научился. С тех пор очень любит читать

С шести лет сын лет в школе с углубленным английском, в 3 классе сдал KET на 98%. С 5 класса перешёл в гимназию, пошли на курсы китайского и на курсы английского

Сейчас Коля в 8 классе, учится в техническом лицее при ведущем ВУЗе. Английский остался на высоком уровне (upper-intermediate уровень), а китайский — в этом году не пошли на курсы. Отдав предпочтение спорту и программированию по его выбору.

Читайте ещё: